Вы здесь: Главная > Деткие истории, стихи, песни > Связь природы и музыки

Связь природы и музыки

Вы вышли с ребенком на прогулку. Пение птиц, журчание ручья,шелест дождя… Все это — звуки природы. Воспитание эстетических чувств, понимание и ощущение прекрасного – все это является начальной школой, в которой первоосновой, ступенью, если хотите — фундаментом, предстает сама матушка-природа.

Еще в давние времена мудрые люди говорили, что восторги от созерцания природы намного сильнее, чем от искусства. Да и как же иначе, ведь природа действует сразу на все человеческие органы чувств: осязание, зрение, обоняние. Воздействие, производимое на человека природой, благоприятствует его психофизическому состоянию. Она используется не только как средство отдыха, но и лечения.В эстетическом воспитании важную роль играет искусство во всех его видах и жанрах. Литература, музыка, скульптура, живопись, — все это учит понимать и чувствовать природу, жизнь людей во всех ее проявлениях, заставляет находить эстетические ценности вокруг себя, вырабатывает способность понимать и переживать прекрасное в искусстве. Свою связь с природой, человек начинает ощущать еще с колыбели. Ребенок, лежащий в коляске, будь то в саду, в парке или на берегу реки, убаюканный жужжанием пчел, обдуваемый теплым летним ветерком, сладко спит. Вот эти подсознательные впечатления, он сохраняет до самого преклонного возраста. Установить связь ребенка с природой, научить его понимать ее, чувствовать красоту окружающего мира, это очень важная задача. Ведь это путь к обогащению личности человека, путь к обогащению его эстетической, интеллектуальной и моральной сфер. Понимание, эстетическое отношение к природе заставляет человека быть лучше в нравственном отношении потому, что наделенный чувством прекрасного, он всю свою жизнь стремится жить по ее законам, по законам красоты. Кто отделяется от природы, не чувствует ее, не ощущает ее дыхания, тот обделяет себя, лишившись многих знаний и ощущений, которые наполняют жизнь счастьем. Разве не прекрасно идти по лесу в тихую погоду, когда ощущаешь аромат сосны, березы? Нет ничего красивее мохнатого зимнего хвойного леса. Деревья стоят в зимних шапках, опустив вниз под тяжестью снега свои ветви-рукавицы. Вокруг по сугробам и веткам разноцветными пушистыми шариками прыгают красногрудые снегири. А поля, которые перед нашим взором расстилаются и переливаются волнами золотого жнивья? Милая сердцу, журчащая, как во сне, маленькая речушка, где в лучах солнца, словно зажигая поочередно праздничные огоньки, стремительно передвигаются маленькие рыбки..? Произведения искусства помогают увидеть прекрасное в природе, вызывают восхищение не только содержанием отражения действительности, но и мастерством. Нас волнует слово поэта, волшебство звуковых сочетаний в музыке. Волнует не только то, что отображено, но и как отражено. Часто приходится встречать, когда дети, читая художественные произведения, в погоне за сюжетной линией произведения, нередко опускают описание природы. Поступая так, они обедняют свое восприятие и сопереживание, не понимая до конца оттенков душевных состояний, поступков и действий персонажей. Одним из самых девственных средств эстетического и нравственного воспитания человека является музыка. … Птичьи трели – это музыка, И капели – это музыка, Есть особенная музыка В тихом шелесте ветвей. Видишь, лист кленовый кружится, Тихо кружится под музыку. Видишь, тучка в небе хмурится – Будет музыка дождя. И у ветра и у солнышка, И у тучки и у дождика, И у маленького зёрнышка Тоже музыка своя. Это слова питерской школьницы И. Исаковой, которые она написала к песне. Ребята, которые учатся воспринимать и понимать музыку, со временем становятся духовно богаче, благороднее и нравственно чище. Каждый из детей, кто хотя бы раз побывал в лесу или в поле, слышал пение птиц и стрекот кузнечиков, журчание ручья и тихий шепот листьев березки еще полностью не понимает, что эти звуки может передать музыка. Однако, ему, ребенку уже понятно, что музыка может вызывать самые разнообразные эмоции и настроения: радость, восторг, ликование, печаль, грусть, душевный подъем и вдохновение. Так же, как и унылый шелест дождя за окном или светлый, радостный, солнечный день. Музыка, это тот язык, который понятен всем: и взрослому, и ребенку. Этот язык не имеет национальности. Он понятен всем без всякого перевода. Так, маршевая музыка придает ребенку радостное настроение, способствует подъему психических и физических сил, от чего растет мускульная активность и снимается ощущение усталости. Легкая мелодичная музыка формирует состояние умиротворения, душевного спокойствия и удовлетворения в зависимости от построения музыкальных фраз и содержания, что придает настроению разные оттенки. Симфоническая музыка вызывает гамму чувств потому, что этот жанр музыки несет в себе разнообразие эмоций, так как повествует о значительных событиях жизни. Музыка, как и созерцание природы, глубоко воздействует на организм, на его работоспособность и жизнедеятельность. Многие врачи отмечают, что некоторые музыкальные произведения стимулируют деятельность сердечно-сосудистой системы. Ритм и темп музыки вызывают соответствующий ритм движений и изменений в деятельности внутренних органов. Поэтому, музыка, наравне с природой используется не только для эстетического воспитания и отдыха, но и как средство лечения, восстановления душевных и физических сил.

Комментирование записей временно отключено.