Вы здесь: Главная > Деткие истории, стихи, песни > Занятия по развитию речи

Занятия по развитию речи

Родители часто задают вопрос по организации работы по развитию речи дошкольника: если ребенок посещает детский сад, то надо ли еще посещать специальные дополнительные занятия по развитию речи? Все очень индивидуально, но мы попробуем внести ясность в этот вопрос.

Хочется отметить, что работа дошкольника должна организовываться уже с 2-3 летнего возраста, когда дети начинают охотно интересоваться звуками, играют с ними с учетом возросших интеллектуальных и речевых возможностей. Важно приучать с малых лет думать, будить их самостоятельную мысль, развивать в них творчество. Считается полезным и возможным создавать в речевых играх «ситуации затруднения», когда ребенку самому нужно искать выход из нее, творчески размышлять, опираясь на свои знания и умения. В возрасте 2-4 лет у ребенка активно развивается восприятие, идет становление речевой активности. Все это происходит в процессе обучения и является базой для дальнейшего развития. На наших логопедических занятиях в студии раннего развития «Крошке Ру» мы не только занимаемся коррекцией звукопроизношения, но так же развиваем память, мышление, внимание, познавательный интерес к изучению букв и звуков, что является важным аспектом для подготовки ребенка к школе.
Для овладения речью ребенку необходимы достаточно развитые умственные способности, слух, психическая активность, потребность в речевом общении и полноценном речевом окружении. Обычно дети к 3-м годам овладевают системой родного языка. Различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, тяжело протекающие детские болезни могут привести к нарушению нормального становления речи. Логопедические занятия, начатые в раннем возрасте, помогут компенсировать отставание в речевом развитии, что способствует предупреждению школьной неуспеваемости и избавит от множества проблем в дальнейшем. Иногда родителям нравится лепет ребенка и они «сюсюкают» с ним, что надолго задерживает развитие правильной речи ребенка. Помните — с ребенком надо говорить четко и ясно произнося слова. Другая крайность, когда родители не обращают внимание на речь ребенка, не уделяют ей должного внимания, тем самым задерживая не только саму речь, но и общее развитие ребенка.
Что касается речи 4-5 летних детей, то тут возрастает интерес к сказкам, рассказам, которые дети уже сами могут пересказать, прослушав их 2 раза. Тут большую роль играет наглядность, в силу особенностей памяти на данном этапе: память носит непосредственный характер и запоминает все самое яркое.
Безусловно, каждый возраст имеет свои особенности, и нашу работу в студии раннего развития «Крошка Ру» мы строим исходя из этих принципов. Нельзя корректировать только звукопроизношение. Если в младшем возрасте словарный запас заключался в становлении речевой активности, то 6-7 летний ребенок должен и уже может пользоваться самостоятельной речью: составлять описательные рассказы, вести диалоги. Занятия становятся направленными на обучение грамоте. Кроме этого, продолжает уделяться большое внимание развитию фонематического слуха.
Занятия, которые мы ведем на данном этапе, включают в себя:
— сенсорное развитие (цвет, форма, величина)
— непосредственное развитие речи (подготовка органов речи и слуха к восприятию правильного звука и правильной артикуляции, развитию словарного запаса, связной речи)
— развитие психических процессов (внимание, память, мышление)
— развитие моторики (графические упражнения, штриховки)
Нужно понимать, что процесс развития речи, в том числе коррекция звуков, требует терпения и ежедневной работы. Здесь нужно набраться терпения как родителю, так и ребенку. Часто взрослые требуют сразу идеальный звук. К сожалению, такое бывает крайне редко. Занятия с детьми требуют определенных правил, которые мы учитываем в своей работе. Важно, чтобы занятия проходили в форме игры и были интересны. Только в этом случае работа будет эффективна. Ведь при отсутствии заинтересованности к обучению труды будут приносить минимальный результат. Все эти требования учитываются нами в нашем центре «Крошка Ру» на ул. Солдата Корзуна. Задача занятий по речевому развитию состоит в том, чтобы помочь родителям и детям, показать им, как можно легко и весело, без принуждения и надрыва, научиться правильно и красиво общаться. Ведь известно, что правильно и красиво говорящие дети не испытывают в дальнейшем проблем при общении со сверстниками. Кроме этого, формирование правильной речи является базой для грамотного письма.
Как заниматься с ребенком?
1. Помните, что задания носят не оценочный, а обучающий характер, поэтому нельзя давать негативные оценки – это может привести к стойкому нежеланию ребенка продолжать дальше заниматься. Хвалите его, пусть даже за малейшую победу. Главное на данном этапе не сумма освоенных знаний, а развитие у ребенка желания учиться.
2. Ваша задача — превратить Ваши требования в желания ребенка, ведь ребенок будет заниматься успешно, если он хочет заниматься, а не потому что его заставляют.
3. Продолжительность занятия не должна превышать 15-20 минут.
4. Обеспечьте положительный настрой в начале занятия: объясните, почему нужно заниматься и каков будет итог.
5. Если ребенок испытывает трудность при выполнении какого-то задания, не зацикливайтесь» на нем. Отложите его до следующего раза. Пусть произойдет смена занятий (проведите музыкальную паузу, устройте физминутку, предложите настольную игру).
Придерживаясь всех этих рекомендаций и правил мы совместными усилиями сможем помочь детям в освоении звуковой культуры речи.

Комментирование записей временно отключено.