Вы здесь: Главная > Деткие истории, стихи, песни > Оценка как стимул в учебе.

Оценка как стимул в учебе.

Оценка тесно связана с учебными мотивами, являясь важным средством корректировки учебного процесса и стимулирования учащихся к обучению, с рас-перекрытием перед учащимися перспектив в применении приобретенных ими знаний в будущем. Одна из основных функций оценки как дидак-ческого стимула заключается в том, чтобы поддерживать в учащихся инте-рес к обучению, создавать у них эмоциональный настрой, который способствует лучшему усвоению учебного материала, вызывает желание хорошо учиться, заинтересованно работать. Но оценка знаний имеет сти-мулююче значение только в том случае, когда она воспринимается как награда за упорный, добросовестный труд. При таких условиях она является важным средством развития ответственного отношения к труду на протяжении всего обучения ученика в школе.

Оценка, таким образом, способствует формированию разнообразных моти-вов обучения, главные из них — мотивы познавательного интереса, мо-тивы долга и ответственности. В первом случае речь идет о захвате учащихся учебными занятиями, предметами, научно-ными проблемами, их стремление к содержательной упорной окружающую чально-познавательной деятельности, во втором — об осознании уч-ниями общественного значения обучение как своего патриотического долга.

Оценка связана и с таким мотивом обучения, как создание у учащихся хорошего эмоционального настроя, что способствует лучшему усвоенные-ню учебного материала, вызывает желание хорошо учиться, с интересом работать.

Но оценка будет негативно влиять на учеников, если не-правильно мотивирована, сопровождается оскорбительными замечания-ниями, равнодушием учителя к ученику, к его работе, если она выставляется формально. Одно из проявлений формализма — зави-ния оценок, что приводит к снижению престижа школьной оценки. Нередко на уроках в средних и старших классах учащиеся полу-жуют высокие оценки за незначительные дополнения с места, неглубокие ответа. Тогда так называемый поурочный балл перестает быть эффективность ним средством стимулирования учащихся в учебно-воспитательном процессе и превращается в одно из проявлений формализма в оценке их знаний.

Нередко перед учителем встает вопрос, как оценить ответ или работа ученика: исходя только из выявленных знаний или учитывая также его усердие, время, которое он потратил на подготовку и выполнение задачи. Следует помнить, что оценка выставляется за результат работы без всяких «минусов» или «плюсов». Однако учи-тель может учитывать отношение ученика к обучению, его стараний-ность и активность на уроке. Поэтому в одном случае он може_ по-ставить оценку «С», в другом-«4», обосновав свое решение.

Формализм в оценке знаний учащихся чаще всего является следствием фор-мализму в обучении, которое ведется по схеме: учитель преподает, проверяет и безразлично оценивает то, что ученик воспринял, понял и-главное — запомнил. Между тем заучивания материала — мало-эффективный способ его усвоения (см. 2.2). Одним из проявлений формализма в оценке знаний учащихся является так называемый середньоарифметич-ный подход к выведения итоговых оценок за четверть или на-учебных год, чего не должен допускать учитель.

Перед органами народного образования, перед школой поставлена ​​задача «изжить формализм в оценке результатов труда учителей и учащихся». Формализм в оценке результатов работы учащихся приучает к «легких» оценок и делает учителя в их глазах нетребовательным и несправедливым. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы» требуется решительно искоренять из школьной практики факты формализма и процентомании, либерализм в оценке знаний учащихся.

Чтобы предотвратить формализма, необходимо направить контроль на продуктивную деятельность учащихся, то есть такую, которая связана с по-применением знаний на практике. Необходимо, чтобы контроль знаний учащихся находился в соответствии с самыми высокими требованиями к обучению, чтобы рационально сочетались репродуктивные методы контроля с проблемными, акцентировалось внимание на средствах на-учебно-познавательной деятельности учащихся.

Комментирование записей временно отключено.